Фанера на все случаи жизни

Фанеру производят из самых разных пород дерева. Так как это бюджетный материал, сырье берут то, что подешевле и растет под рукой. В России, например, на фанеру пускают сосны и березы.

Если посмотреть на материал с боку, на срезе отчетливо будет видна многослойная структура. Откуда она берется?

Все начинается с того, что стволы пропаривают в очень горячей воде, чтобы древесина стала мягкой и пластичной. После «бани» они отправляются на лущильный станок, который вращает бревна вокруг своей оси и срезает с них шпон – проще говоря, толстую стружку. Примерно то же самое делает точилка с карандашом, только станок срезает стружку не с кончика, а по всей длине и толщине ствола.

С одного среднего бревна получается 16 метров шпона.

Слои шпона укладывают один на другой так, чтобы волокна были перпендикулярны друг к другу, затем наносят клей и отправляют под пресс. Именно благодаря тому, что волокна смотрят в разные стороны, фанера всегда прочнее и стабильнее цельного куска дерева. Причем классическая фанера всегда склеена из нечетного количества пластов, чтобы верхний и нижний слой совпадали по направлению волокон.

Количество слоев может быть очень разным – от 3 до 23. Чем больше, тем лучше. Многослойные листы жестче, стабильнее в размерах и меньше склонны к деформациям.
Существует особая однонаправленная фанера, у которой слои шпона клеятся друг к другу в одном направлении, как и следует из названия. Она лучше гнется. Именно этот тип используют для изготовления мебели.

Вообще, чего только из фанеры не делают: от упаковки до музыкальных инструментов и хоккейных клюшек. Есть даже специальная авиационная фанера. И это не фигура речи, раньше ее действительно активно использовали при строительстве самолетов! Материал прочный, тонкий, но легкий – как раз то, что надо в полете. Во времена Второй Мировой из фанеры делали элементы фюзеляжа и обшивку, а когда не хватало металла – то и топливные баки.

Сейчас эту авиационную разновидность фанеры все больше применяют в авиамоделированиии, а также в интерьерном декоре – помимо прочего, этот материал очень хорош собой.

Еще есть морская фанера: из нее до сих пор делают обшивку даже самых современных и дорогих парусных лодок. Главное для этого материала – влагостойкость. Чтобы этого достичь, шпон пропитывают смолами, а для склейки применяют особый состав. Он всегда темного цвета. Поэтому внутри любой влагостойкой фанеры обязательно есть «шоколадная» прослойка.

Пожалуй, самые удивительные вещи происходили с фанерой в СССР. Одно время было налажено производство трубопроводов из фанеры для транспортировки углеводородов в нефтегазовой промышленности.

В XXI веке трубы из фанеры больше не делают, но материал не потерял актуальности, даже несмотря на то, что альтернатив действительно много. Есть масса ситуаций, когда именно фанера – лучший вариант по соотношению цена и качества. Например, если надо сделать подложку под ламинат, отлично подойдет фанерный лист 18 см толщиной.

А что уж говорить о загородном строительстве. Тут фанера и внутри (перекрытия, отделка стен) и снаружи (облицовка фасадов, кровельная система). Можно сделать все, что угодно. Главное – подобрать подходящую марку и выбрать фанеру хорошего качества.

Что касается качества, фанера – честный материал, многое сразу понятно. Например, можно посмотреть на срез и оценить количество слоев и их распределение. Если увидите, что на толстый внутренний слой наклеены тонкие наружные, значит, перед вами упаковочная фанера. Не обманывайте себя – для других целей она не подходит.

Посмотрите, не крошится ли край в месте спила, не слишком ли много сучков на поверхности. Чтобы понять качество шлифовки, проведите по поверхности рукой и обязательно положите лист на пол: если он перекручен и лежит не ровно – не покупайте, ничего хорошего из него не получится.